Глава пятая, из которой читатель узнает, кто построил здание московского Манежа, Исаакиевский собор, Александровскую колонну, комплекс Нижегородской ярмарки, а также московский Кремль.
За 16 лет своей службы в России Августин Бетанкур сделал столько, что другим хватило бы на несколько жизней. Он участвовал практически во всех значительных российских проектах того времени. Вот далеко неполный список его невероятных достижений: - В 1817 году российский император Александр I поручил Бетанкуру разработать проект здания для военных упражнений, в котором мог бы разместиться целый пехотный полк ( две тысячи человек). Царь хотел, чтобы это здание было построено около Кремля на месте купеческих лавок и магазинов, сгоревших во время большого московского пожара 1812 года. Бетанкур создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор, крыша опиралась на одни только наружные стены. Здание было торжественно открыто 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном. Всем москвичам оно известно под названием Манеж. Это символ Москвы, без него жители не представляют своего города. - В 1818 году началось строительство крупнейшего храма Санкт-Петербурга – Исаакиевского Собора. Автором проекта стал молодой французский архитектор Огюст Монферран, который сделал головокружительную карьеру благодаря Августину Бетанкуру. |
Бетанкур не только принял приехавшего в Россию молодого француза на работу в Комитет по делам строений и гидравлических работ, председателем которого был. Он показал Александру I рисунки Монферрана и предложил императору поручить молодому архитектору строительство главного собора города. Российский император, полностью доверявший испанцу, так и поступил. На этом участие Бетанкура в проекте не закончилось: он стал членом Комиссии по строительству храма, лично занимался расчётом фундамента, проектировал строительные леса и механизмы для подъёма колонн. "Всем, чего я достиг в архитектурном искусстве, я обязан вашему таланту и руководству", - писал ему Огюст Монферран.
А ещё в Нижнем Новгороде, торговом центре России, он построил ярмарочный комплекс, ставший одним из лучших в Европе. А ещё в течение четырех лет, с 1818 по 1822 год, при его участии была построена первая крупная шоссейная дорога в России Петербург-Новгород-Москва. А ещё он сконструировал первое в мире судно с паровым двигателем. А ещё под его руководством был переоборудован Тульский оружейный завод, построен пушечный литейный двор в Казани, реконструирована Александровская мануфактура. А ещё Бетанкур стал одним из основателей мостостроения в России. Он был автором и первого в России большого арочного моста через Малую Невку, который оказался единственным мостом, уцелевшим в ужасном наводнении 1824 года. Наверное, на этом нужно остановиться, так как остались только московский Кремль и Зимний дворец, но их построил не Бетанкур. |